Главная страница / СМИ о нас /

Тенденции российского рынка упаковочного оборудования


01 Декабря 2003

За последние 10 лет упаковочная отрасль совершила гигантский рывок и вышла в число ведущих отраслей российской экономики. Вместе с этим становится заметным нарастание внутренних проблем, связанных с появлением большого количества предприятий малого и среднего бизнеса с ограниченными материальными ресурсами и, как следствие,- с устаревшим парком упаковочного оборудования.

В бывшем СССР производство упаковочного оборудования не относилось к приоритетным отраслям машиностроительного комплекса. Дополнительные проблемы возникли из-за распада СССР. Было ликвидировано Минлегпищемаш, в чьем ведении были разработка и производство оборудования для переработки продуктов питания, это же министерство занималось разработкой технологий упаковки. Практически была уничтожена отрасль малого машиностроения как таковая и упаковочного машиностроения в том числе.

В настоящее время основная часть отечественного упаковочного оборудования производится российскими машиностроительными предприятиями - акционерными обществами, созданными на базе действующих с советских времен заводов этого профиля. Имеет место и создание новых, сравнительно небольших по числу занятых и занимаемым площадям производств на базе цехов или КБ машиностроительных заводов (включая оборонные), а также (хотя и в меньших масштабах) организация СП и российских производственных филиалов зарубежных компаний, специализирующихся на выпуске упаковочного оборудования.

Новые предприятия стали возникать лишь в 1993-1994 годах. За 10 лет они прошли достаточно боль-шой путь - становление, позиционирование, закреп-ление на рынке. Часть предприя-тий исчезла, не выдержав конкуренции, на рынке остались самые стойкие, которые активно занимались и занима-ются разработкой, изготов-лением и поставкой дейс-твительно современных машин.

В РФ насчитывается около 200 предприятий — производителей упаковочного оборудования, относящихся к различным промышленным отраслям, включая заводы ВПК.

Спектр технологического упаковочного оборудования динамично расширяется. Оно становится все более многообразным и включает в себя оборудование различного технологического назначения с характеристиками, часто отличающимися от аналогичных характеристик собственно упаковочного оборудования. Огромная диверсификация ассортимента, объемов, порций, видов пакуемых продуктов и их упаковки нашла свое отражение и в изменениях на рынке упаковочных машин. Упаковочные предприятия вынуждены заменять упаковочные машины и линии высокой производительности, пакующих один продукт в одну, определенной величины упаковку, машинами и линиями более универсальными. Они дают возможность быстро и легко, зачастую с помощью ручного рычага, или компьютерной программы ввести изменения, не требующие больших затрат в перестановке на другие размеры или форматы. В таком случае можно паковать ряд разнообразных продуктов различными порциями, в упаковке нескольких размеров, более коротких сериях.

Еще два-три года назад общая потребность в важнейших видах технологического оборудования (включая упаковочное) для отраслей пищевой промышленности и переработки с/х сырья удовлетворялась в среднем лишь на 60-70%, особенно это было заметно на фоне подъема сельского хозяйства РФ. Сейчас в АПК России насчитывается более 55 тысяч предприятий, осуществляющих переработку с/х продукции и производство продуктов питания, что свидетельствовало о наличии на рынке значительных ниш. Производство оборудования для упаковки в термоусадочную пленку (в том числе, для групповой упаковки), для вакуумной упаковки и для блистерной упаковки в России вообще не велось до середины 90-х годов и устанавливалось только на импортные линии и агрегаты. Еще более слабые позиции на внутреннем рынке были у российских продуцентов этикетировочного, офсетного и флексопечатного оборудования. Российские машиностроительные предприятия начали разработку и освоение производства современных типов этикетировочного оборудования только со второй половины 90-х годов. Высокая зависимость России от импорта упаковочного оборудования и его комплектующих, делала крайне актуальным для отечественного машиностроения форсированное освоение производства этой техники.

Так в 1997 г. в РФ ввозились станки, аппараты, машины и технологические линии для розлива и укупорки бутылок, банок, флаконов, пакетов, туб; оборудование для фасовки сыпучих, жидких и пастообразных продуктов; оборудование для штучной и групповой упаковки товара; машины для укладки коробок, ящиков на поддоны; для упаковки грузов на поддонах стрейч-пленкой; для производства тары и упаковки из бумаги, стекла и пластика. В целях обеспечения современных требований к печати на упаковке, включая штриховой код, импортировались машины для флексографической печати и каплеструйные маркираторы. Для нанесения этикеток и акцизных марок поставлялись ручные, полуавтоматические и автоматические этикетировочные машины и установки.

В 2002—2003 годах было отмечено относительное насыщение рынка отечественным оборудованием от несложных механизированных установок до дорогостоящих автоматизированных линий. И хотя приблизительно 70% потребляемого российскими предприятиями упаковочного оборудования импортируется целиком, или в виде узлов и комплектующих, а высокотехнологичное оборудование для масштабного производства по-прежнему ввозится из-за рубежа, постоянно укрепляется тенденция к импортозамещению, обусловленные появлением конкурентоспособного отечественного производства.

Как показывает опыт последних трех-пяти лет, российским предприятиям вполне по силам в сжатые сроки освоить выпуск относительно несложного упаковочного оборудования (включая комплектные линии), конкурентоспособного по уровню качества с продукцией машиностроительных фирм Восточной Европы и Юго-Восточной Азии (например, Польши, Республики Корея или Китая). Одновременно техника российского производства более привлекательна для отечественных потребителей по ценовым параметрам, более гибких условий оплаты, а также из-за возможности обратной связи с производителем в связи с ремонтом и сервисным обслуживанием.

Российские производители упаковочного оборудования

Компания «Бестром» (Красногорск, Московская обл.) - один из крупнейших производителей воротникового оборудования в России. В конце 80-х гг. компания начинала свою деятельность как совместное советско-голландское предприятие. Тогда автоматы собирались из узлов и деталей, поступающих из-за рубежа. Со временем количество зарубежных комплектующих сокращалось. Сейчас число деталей собственного производства превышает число приобретенных, хотя, по вполне понятным причинам, элементы электроники и пневматики остаются импортными.

Компания «Сигнал-Пак» (Москва-Екатеринбург). Упаковочным оборудованием занимается 1991 года, с 1994 года предприятием освоен выпуск вертикальных упаковочных автоматов и теперь предлагает на рынок более 30 моделей. В 2001 году компания продемонстрировала собственный комбинационный (мультиголовочный) дозатор (разработан по заданию испанской фирмы "ISP"), позволяющий дозировать мелкоштучные продукты с высокой точностью.

«Русская трапеза» (Санкт-Петербург), основана в 1994 году, специализируется на производстве фасовочно-упаковочного оборудования и оборудования для пищевой промышленности - упаковочные автоматы и полуавтоматы, дозаторы, транспортеры и комплексные технологические линии.

«Таурас-Феникс» (Санкт-Петербург) более 16 лет выпускает фасовочно-упаковочное оборудование. Предприятие выпускает горизонтальные упаковочные машины типа "флоупак", оборудование для упаковки в термоусадочную пленку, автоматы для фасовки ж идких продуктов в готовые стаканчики.

«Термопак» (Москва) выпускает термоусадочное упаковочное оборудование, воротниковые автоматы низшего класса, ручные и полуавтоматические устройства воротникового типа.

«Теко» (Миасс, Челябинская обл.) специализируется на выпуске оборудования для производства макаронных изделий, под маркой "Макиз". Воротниковые устройства и автоматы низшего класса, выпускаемые этим предприятием, также приспособлены для упаковки макаронных изделий.

«Ижевский механический завод» по конверсии выпускает упаковочное оборудование. Автоматы этого предприятия имеют очень удачное соотношение элементов отечественной и импортной электроники. В скором времени предприятие намерено перейти на выпуск автоматов с механическим приводом.

Из сибирских производителей упаковочного оборудования можно отметить:

ЗАО «Нотис» (г. Бердск), НПМ «Новосибирскпродмаш» (г. Новосибирск), НТК «Криогенная техника"»(г. Омск).

ЗАО «НОТИС» было образовано 26 марта 1992 г. усилиями группы инженеров - молодых, но уже имеющих опыт конструкторской и производственной деятельности. Главной целью фирмы "НОТИС" всегда было проектирование и изготовление изделий с максимально возможным уровнем качества.

Предприятие «НОТИС» предлагает упаковочные автоматы и полуавтоматы, электронные дозаторы сыпучих и мелкодисперстных пищевых продуктов, как с вибропитателем, так и шнековые, многокомпонентные дозаторы непрерывного и прерывистого действия, загрузчики и конвееры, а также электронные блоки управления для упаковочного и дозирующего оборудования.

Схемные и конструктивные решения, используемые в изделиях ЗАО «Нотис» отличаются высоким технологическим уровнем, оригинальность алгоритмов дозирования и их реализация в программном продукте признана не только потребителями, но и конкурентами.

Благодаря своему качеству оборудование ЗАО «Нотис» активно распространяется не только в Сибирском регионе, но и на европейской части России, в ближнем и дальнем зарубежье (Казахстан, Узбекистан, Австралия).

Что характерно, вообще на западе, где существует мода к автоматизации всех возможных процессов (что конечно же удорожает оборудование) пользуюется хорошим спросом полуавтоматы ЗАО "Нотис", как достаточно недорогое и надежное решение для небольших производств.

Альфред БИЗИМОВ

 

Сибирская упаковка и оборудование, №12 (24)

Ссылки по теме в разделе «СМИ о нас»

Тема: Тенденции российского рынка упаковочного оборудования - СМИ о нас
https://www.notis.ru/press/




Вы можете отправить еще письмо.

Мгновенно попадёт на market@notis.ru, без перезагрузки.
Отправляя запрос, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных.