Главная страница / СМИ о нас /

Бизнесстори / Виктор Шпомер и Владимир Плехов / Упакованные бизнесмены


03 Апреля 2006

Виктор Шпомер и Владимир Плехов начинали бизнес с примитивных бытовых выключателей, мечтая о технологически сложном производстве. Подкопив денег, предприниматели сначала опробовали силы на электронных весах, чтобы потом заняться упаковочным оборудованием. Созданная ими компания «Нотис» стала любимым поставщиком крупнейших российских производителей снеков. Теперь Шпомер и Плехов ищут путь к сердцу иностранных покупателей.

Досье

Виктор Шпомер

Владимир Плехов

Виктор Шпомер и Владимир Плехов начинали бизнес с примитивных бытовых выключателей, мечтая о технологически сложном производстве. Подкопив денег, предприниматели сначала опробовали силы на электронных весах, чтобы потом заняться упаковочным оборудованием. Созданная ими компания «Нотис» стала любимым поставщиком крупнейших российских производителей снеков. Теперь Шпомер и Плехов ищут путь к сердцу иностранных покупателей.

Виктор Шпомер и Владимир Плехов познакомились в 1979 г. на выпускавшем радиотехнику бердском производственном объединении «Вега», где начинали трудовую карьеру мастерами цеха. В начале 1990-х гг. Шпомер и Плехов поняли, что дни большинства советских предприятий сочтены, и приятели задумались о собственном деле. В тот период многие зарабатывали на перепродаже различных товаров, однако друзья понимали, что ничего другого, кроме как организовывать производство, не умеют. «Конечно, в период дефицита раскупалось все: от алюминиевых ложек до сапог. Но нам уже тогда было совершенно ясно, что товарный кризис когда-то пройдет», — говорит Шпомер. В 1992 г. приятели ушли с «Веги» и вместе с двумя компаньонами создали ЗАО «Нотис».

Шпомеру и Плехову хотелось делать весовую технику. «Анализ рынка показал, что тема проработана слабо — на весь СССР существовало 2—3 предприятия такого профиля», — объясняет Шпомер интерес к весам. Но у партнеров не было денег на организацию затратного производства, сначала их нужно было заработать.

Стартовый капитал на выключателях

На первом этапе помогли знания Шпомера. Последние четыре года работы на «Веге» Шпомер по совместительству трудился в одном из первых бердских кооперативов «Кристалл». «В «Кристалле» я был наемным работником. Мы выпускали корпуса и клавиатуры для первых оте-чественных персональных компьютеров, которые собирали в Екатеринбурге. Объемы производства были достаточно большие, делали в месяц по несколько тысяч штук клавиатур и корпусов. В общем, у меня был опыт работы в производстве пластмассовых изделий», — вспоминает Шпомер.

Начать решили с производства бытовых выключателей. Личных сбережений акционеров «Нотиса» хватило только на покупку трех тонн полиамида (сырье для производства пластмассы), траты на оборудование партнеры уже не потянули. Производство размещали на стороне (в то время было много предприятий с незадействованными мощностями), постепенно приобретая свое оборудование. Ассортимент электротехнических изделий расширили за счет разветвлителей, патронов и т. д. В 1993 г. «Нотис» стал выпускать настольный светильник «Фотон».

В. П.: «Светильники пользовались хорошим спросом, за эти годы мы их сделали много, порядка 300 тыс. шт. Доходы от продажи светильников практически полностью вкладывали в развитие предприятия. Но уже изначально это направление мы рассматривали как временное, поэтому в последнее время стали сокращать выпуск светильников».

Благодаря выключателям и светильникам, к 1994 г. «Нотис» заработал достаточно, чтобы наконец заняться электронными весами.

В. Ш.: «Мы провели все испытания, получили все сертификаты, но собственных мощностей для производства такой техники у нас не было. Нашли партнера — завод «Сибтензоприбор» в городе Топки Кемеровской области. Этот завод выпускал тензометрические датчики и весовую технику еще с 1972 г. и сумел сохранить свою специализацию. Но у них не было собственного КБ, разработка наших электронных весов им очень понравилась».

«Нотис» производил всю электронную начинку, пластмассу, а алюминиевое литье, силоизмерительные датчики, сборку весов и сдачу органам стандартизации делали в Топках. Весы выпускались под торговой маркой «Нотис».

1994–1995 гг. были для компании самыми кризисными. Высокие темпы инфляции привели к тому, что все чаще приходилось работать на основе бартерных расчетов — деньги в производственной сфере имели низкую оборачиваемость. Вся прибыль инвестировалась в развитие производства, акционеры никаких дивидендов не получали. Двое совладельцев «Нотиса», стоявших у истоков создания компании (их имена Плехов и Шпомер не раскрывают), усомнившись в перспективах проекта, вышли из состава акционеров, говорит Плехов. О нынешней структуре собственности партнеры подробно не распространяются, уточняя лишь, что контрольный пакет акций принадлежит им двоим, а миноритарными акционерами являются еще 9 сотрудников «Нотиса».

От весов — к упаковочному оборудованию

Через пять лет после начала производства весов друзья задумались о смене направления деятельности. Побывав за границей, Шпомер и Плехов отметили, что там весового товара очень мало, все продается в готовой упаковке. Такие же тенденции начинались в России, весы становились все менее востребованы. В итоге Плехов и Шпомер решили, что надо заняться упаковочной техникой.

В 1998 г. «Нотис» разработал собственный весовой дозатор и первый полуавтоматический упаковщик. Конструкторское бюро предприятия уже обладало опытом производства больших весовых дозаторов, например, выполнялись заказы для комбикормовых заводов, птицефабрик. Первый полуавтомат МДУ (машина дозировочно-упаковочная) был выпущен в 1999 г. Время для старта на рынке упаковочного оборудования «Нотис» выбрал удачно.

В. Ш.: «В 1999 г. нам как товаропроизводителям очень сильно помог дефолт. Цены на импортное оборудование резко подскочили, а продукции местных производителей на рынке не было. Важно и то, что к этому времени мы созрели до самостоятельного, без партнеров, производства продукции. Практика деловых взаимоотношений показывала, что очень часто свои трудности начинают перекладываться на плечи партнера».

В. П.: «Первые 6 лет наша компания находилась в состоянии постоянного кризиса. Долла р до дефолта стоил 6 руб. — во многом благодаря правительственным займам, которые поддерживали искусственно низкую стоимость доллара. Доходило до смешного — светильник, привезенный из Финляндии, стоил дешевле, чем наш «Фотон».

Мы ожили благодаря дефолту, прежде всего потому, что доллар стал стоить столько, сколько он должен реально стоить. Все встало на свои места, началось развитие отечественных предприятий, в том числе и машиностроительных».

Первым покупателем упаковочной техники стал «Сибирский берег», сейчас — крупнейший российский производитель снеков, а тогда — только что создавшаяся компания. В 1999 г. «Сибирский берег» купил 2 упаковочные машины «Нотиса». До сих пор все производственные площадки «Сибирского берега» комплектуются упаковочной техникой «Нотиса», говорит руководитель по связям с общественностью «Сибирского берега» Константин Лыкин.

На приверженность «Сибирского берега» «Нотису» вскоре обратили внимание другие крупные производители снековой продукции. Бердские машины стали покупать «К. П. Ф. Консенсус» (торговая марка «Емеля») и «Бриджтаун Фудс Украина» («Три корочки»). Шпомер и Плехов свою популярность у снековых компаний объясняют тем, что в те годы практически никто в России не производил машины, позволяющие упаковывать продукцию во flow-pack (упаковка из полимерной пленки). По оценке Шпомера, не менее 80% производителей чипсов, орешков, арахисов, семечек, макарон, круп и т. п. используют flow-pack.

Сейчас, по словам Шпомера, только 10—12% от общего объема продаж приходится на «Сибирский берег», но первое время он был единственным покупателем МДУ бердчан. «Сибберег» развивался очень быстро, «Нотис» еле успевал за ростом своего контрагента: «В этот момент мы поняли — если хотим остаться на плаву и развиваться дальше, то нам надо приложить сверхусилия. Ведь мы пришли на этот рынок позже всех компаний, которые сейчас на нем работают», — рассказывает Виктор Шпомер.

КБ предприятия в 2000 г. разработало уже не полуавтоматическую, а автоматическую модель упаковочной машины. С тех пор эта модель является базовой, на ее основе проводятся усовершенствования. Так, мощность первых автоматов была 35 упаковок в минуту, через два года он уже делал 70 упаковок в минуту. Сейчас, в зависимости от свойств продукта, производительность автомата — до 90 упаковок в минуту.

Своим конкурентным преимуществом «Нотис» сделал авторскую разработку упаковочных машин и самостоятельное производство практически всех комплектующих, в том числе самых дорогих частей МДУ — контроллеров и дозаторов. Большинство отечественных производителей, говорит Шпомер, закупает готовые импортные дозаторы и контроллеры. По его оценке, это позволяет «Нотису» держать цены в среднем на 15% ниже, чем у российских конкурентов.

Еще более заметна разница с зарубежными аналогами. Импортный упаковочный автомат производительностью 70—80 пакетов в минуту будет стоить порядка 50–60 тысяч евро. Машины «Нотис» стоят втрое дешевле. Акционеры «Нотиса» объясняют это тем, что их упаковочные автоматы полностью разработаны собственными силами и на одном предприятии. «На Западе такой практики нет — здесь производитель упаковочного оборудования покупает готовые приводы, контроллеры, дозаторы и часто даже программное обеспечение. Когда все производственные задачи решаются внутри одного предприятия, вопрос сокращения издержек решается более эффективно», — поясняет Шпомер.

А в прошлом году «Нотис» решил увеличить срок гарантийного обслуживания своей техники до двух лет. Шпомер говорит, что не встречал у конкурентов гарантии дольше 1,5 лет: почти у всех покупателей техника работает круглосуточно и может не выключаться месяцами, так что длительные гарантии у производителей упаковочного оборудования не распространены. За внимание к себе покупатели продукции «Нотиса» платят преданностью. По словам Шпомера, 70% продаж компании обеспечивают постоянные клиенты: «Они расширяют производство и больше покупают у нас».

За тридевять земель

Руководитель отдела маркетинга компании «Русская трапеза» (Санкт-Петербург, крупнейший российский производитель упаковочного оборудования) Елена Геок характеризует «Нотис» как прогрессирующего игрока, с нуля добившегося серьезных результатов: «Это сильная компания, претендующая на рынок центральной части России — недавно они открыли свое представительство в Москве». Геок затруднилась сказать, какую долю рынка контролирует «Нотис».

Офис в Москве понадобился Шпомеру и Плехову для координации сбыта и сервисного обслуживания клиентов в европейской России и на Украине — на эти регионы сейчас приходится 80% продаж «Нотиса». Но амбиции владельцев простираются дальше Москвы и стран СНГ, теперь им интересно и дальнее зарубежье.

С 2003 г. «Нотис» начал поставки своего оборудования в Австралию. Снова не обошлось без «Сибирского берега» – строя завод на другой стороне Земли, компания не изменила своему поставщику и закупила оборудование у «Нотиса». Шпомер утверждает, что и без «Сибирского берега» «Нотису» есть чем заняться в Австралии: «Началось с того, что через интернет на нас вышел проживающий в Мельбурне российский эмигрант. Он выпускает пельмени и вареники, и ему понадобилось упаковочное оборудование».

Интерес «Нотиса» к Германии тоже начался после общения с эмигрантами. Пока продажи техники Шпомера и Плехова за рубежом единичны, но друзья преисполнены оптимизма. Так, до конца 2006 г. «Нотис» намерен открыть представительство в Баварии.

В. Ш.: «Начинающие зарубежные предприниматели сталкиваются за рубежом с теми же проблемами, что и наши. Прежде всего, это ограниченные денежные ресурсы, а немецкие и итальянские производители сориентированы на дорогую технику. Китайцы поставляют недорогие, но не всегда качественные машины. Мы же занимаем нишу недорогого упаковочного оборудования. Например, наш «эконом-автомат» МДУ-Э стоимостью $12 тыс. должен оказаться вполне конкурентоспособным в Германии. Рынок нами изучен — ничего там такого невозможного нет». детали

Что пакует «Нотис»

ЗАО «НОТИС» основано в городе Бердске Новосибирской области в 1992 г. Специализируется на производстве автоматического и полуавтоматического фасовочно-упаковочного и пищевого оборудования, также производит линии по дозированию и смешиванию сыпучих продуктов, приборы весовой электроники. В компании работают около 250 сотрудников.

Текст: Михаил Фокин.

 

Деловой Квартал

Ссылки по теме в разделе «СМИ о нас»